Полезная информация

Гендерное воспитание детей. Что надо учесть?

Гендерное воспитание детей. Что надо учесть?

Половое самосознание

  Знает  ли родившийся ребенок свой пол? Как человек   осознает  себя лицом определенного пола?  Когда это происходит?  Что помогает ему ощутить себя мальчиком или девочкой?

Родившийся ребенок не знает, к какому полу он относится.  Процесс осознания  себя лицом определенного пола  завершается к 4-5 годам. К этому времени ребенок должен:

  • Ребенок должен разделить окружающих людей по полу
  • Ознакомиться со строением своего тела
  • Осознать к какому полу принадлежит он

  Полоролевое поведение – публичное выражение половой идентичности, соответствующее принятым в обществе  нормам.

  В норме ребенок начинает копировать свою половую роль с родителя своего пола. Этап научению полоролевому поведению начинается с «4 лет и продолжается до 10-12 лет,  иногда позже.

  От мальчиков и девочек с детства ожидают различного поведения, которое традиционно соответствует их полу.

Особенности поведения девочек и мальчиков

  Мальчики: хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке. И, как правило, и здесь, сохраняют свою деловитость: их деятельность носит конструктивный характер. Легче приспосабливаются к обстоятельствам, находят свое место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят руководить, вести за собой, Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. Им важнее что-то делать вместе, чем просто общаться. Проще относятся к требованиям выполнять правила общения, Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемыми ми самими или другими детьми. Часто спорят друг с другом, но обычно предпочитают самими разобраться в конфликте. За редким исключением не склонны прибегать к взрослому как к арбитру. Редко жалуются родителям и воспитателям. Предпочитают независимость, Часто в глазах старших оказываются в роли зачинщиков ссоры.

  Девочки: В непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Без помощи и поддержки взрослого их деятельность носит деструктивный характер. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке. Виды деятельности однообразны. Ведут себя организовано. Более чувствительны, чем мальчики к межличностным отношениям. Придают им большое значение. Тоньше реагируют на нормы, принятые в социальной группе. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения. Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим. Чаще обращаются к взрослым с жалобами, в результате чего воспринимаются ими в роли пострадавших (что не всегда справедливо).

Активность

  Мальчики: более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек  Чаще выражают готовность отвечать (по собственной инициативе, а не при стимуляции взрослого) Не боятся ошибиться в ответе, не особенно заботятся о внешнем эффекте. Менее исполнительны.

  Девочки:  менее подвижны, более усидчивы, Реже выражают желание отвечать, даже если знают правильный ответ. В отличии от мальчиков, боятся ошибиться, ориентированы на похвалу взрослого, озабочены внешним эффектом.

Развитие речи

  Морфологическое созревание головного мозга, особенно его левое полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков.

  Мальчики: словарный запас достаточно широкий, с годами увеличивается особенно заметно за счет общих понятий. В речи преобладают глаголы, междометья, т.е. слова передающие действия, а также местоимения, Речь менее связная, как у девочек, потому что предпочитают не просто передать заученное содержание, а  понять его и выразить свое отношение. Склонны к выработке собственных формулировок. В речи присуши обобщения. Чаще чем у девочек,  встречаются нарушения в звукопроизношении. Это связанно с тем, что механизм развития речи у мальчиков более уязвим, и проходит более уязвим и проходит более длительный и сложный путь. Внутренний мир мальчиков скрыт от нас: они реже раскрывают его в словах. Даже когда они молчат, они думают, ищут решения. Читательские интересы мальчиков отличаются от интересов девочек: они охотнее будут слушать тексты про машины, оружие, про все, что связанно с техникой, спортом, войнами.

Девочки:  превосходят мальчиков в вербальных способностях. Словарный запас меньше, чем у мальчиков. Речь более эмоциональная. Склонны к предметно-оценочной речи, поэтому в ней преобладают имена существительные, прилагательные, отрицания, утверждения. Быстрее осваивают грамматические основы речи. Больше откликаются на правильно построенные фразы, четко выстроенную логику. У девочек речь более связная. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить, а не понять. Склонны к ответам заученными фразами. Меньше стремятся к выработке собственных формулировок. В ответах прибегают к описательности и передаче множества подробностей. Гораздо лучше принимают подсказку, наводящие вопросы взрослых. Предпочитают анализировать. Акцентируют внимание на людях, больше говорят о них самих, чем об их действиях. Наиболее ценными для девочек являются нравственные качества. Читательские интересы девочек ориентированы на сферу их непосредственного бытия: более заинтересованно воспринимают описание нарядов людей и кукол. Имеют более высокий общий уровень ориентировки в структуре народной волшебной сказки по сравнению с мальчиками.

Интересы.

  Мальчики: круг интересов достаточно широк, нередко выходит за пределы образовательной программы. Пространство, в котором находятся интересующие мальчиков объекты, практически не ограничено. Игры опираются на «дальнее зрение». Если мало пространства, они осваивают вертикальное пространство. Вместе с тем, многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчиков, поэтому в быту они иногда беспомощны.

  Девочки:  круг интересов несколько уже, чем у мальчиков. Игры больше опираются на «ближнее зрение». Играют в ограниченном пространстве. Интересы охватывают объекты непосредственного окружения, многое связано с бытом.

Отношение к предметам

  Мальчики: довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для различных целей, заняты тем, как бы найти им неожиданное применение. Им присущ исследовательский интерес, вследствие чего они стремятся разобраться в строении вещей, которые их окружают. Поэтому у них часто ломаются игрушки, но не случайно, а специально, Это не неряшество, не небрежность, а выражение активного начала. Больше девочек склонны анализировать целое, стремятся проникнуть достаточно глубоко во внутренние особенности предмета. Чаще чем мальчики используют игрушки по назначению, руководствуясь требованиям взрослого играть «как положено», Так как устройство игрушек их не особенно интересует, игрушки ломают реже, В результате  в результате этого производят впечатление более воспитанных и аккуратных. Больше чем мальчики, склонны оценивать новую вещь в целом, не вдаваясь глубоко в ее особенности, частности.

Дисциплина

  Мальчики обычно создают больше шума, чем девочки. У них чаще встречаются нарушения. Не склонны вуализировать свои отрицательные проявления. Склонны к демонстративности. Реже хитрят «Трудные» мальчики излишне шумны, хотя если у них развит интеллект, то из таких ребят обязательно будет толк. Менее импульсивны, чем девочки, поэтому больше поддаются влиянию, доводам  и убеждениям.

 Характеристика личности.

  Мальчики: не склонны к плановым действиям. Предпочитают ориентироваться на ходу. Положительно воспринимают новое, неизведанное. Любознательны. На новое реагируют чаще вопросом, что это? зачем? откуда? почему? Предпочитают всему искать логическое объяснение. Их нелегко приучить к самообслуживанию: неловко переодеваются, переобуваются, не знают с чего начать. Неумело застилают постель. Более беспомощны, чем девочки. Ко всякому обслуживающему труду приобщаются, как правило, без охоты. Нередко существует разрыв между уровнем развития интеллекта и навыками самообслуживания. Спокойно относятся к похвале и порицанию. Их нелегко растрогать, заставить смеяться или плакать. Обычно менее самолюбивы и обидчивы. Реагируют, прежде всего, на содержание и справедливые замечания, а не на тон его высказывания. Давая мальчику задание, объясните ему, для чего это нужно выполнить. Мало заботятся  о своей внешности. Мальчики обычно хорошо работают тогда, когда знают, что могут отличиться, реализовать свои возможности, и когда им ясен смысл выполняемой работы.

  Девочки: могут планировать действия. Настороженно относятся к новому. На новое реагируют эмоционально. Легче воспринимают то, что  привлекло их внимание, хуже то, что не интересно, на что  нужно специально направлять внимание. Обращают внимание преимущественно на конкретные, близкие и понятные предметы и явления, непосредственно окружающие их. Чтобы убедиться в правильности какого-либо общего положения, пробуют приложить его к конкретному случаю. Легко приучаются к самообслуживанию. Находят в обслуживающем труде удовольствие. Обычно выглядят умелее и ловчее мальчиков. Ближе мальчиков принимают похвалу и порицание. Легко расстраиваются. Их не трудно рассмешить, подвержены внешним воздействиям. Многое зависит от настроения. Более самолюбивы и обидчивы, чем мальчики. На тон замечания реагируют острее, чем на содержание. Отрицательно относятся к иронической или насмешливой форме выражения порицания. Проявляют повышенный интерес к своей внешности. Девочки проявляют особую старательность тогда, когда выполняемая ими работа находится в поле пристального внимания авторитетного взрослого, когда уверены, что с ее помощью могут заслужить похвалу.

Изобразительная деятельность

  Мальчики: к цветам и их оттенкам не очень чувствительны, поэтому рисунок может быть выполнен одним или несколькими цветами. Главное для мальчиков – процесс рисования. Сюжет рисунков шире по замыслу, чем у девочек. Предпочитают изображать технику, военные действия, транспорт – все, что движется, т.е. рисунки мальчиков динамичны. Изображаемые люди часто схематичны, но тоже находятся в движении. Рисунки свидетельствуют, что мальчики меньше, чем девочки, способны очеловечивать окружающий мир. Иногда рисунки мальчиков выглядят не очень аккуратно, но это часто следствие динамического изображения. Не склонны апеллировать к образцу.

  Девочки: очень чувствительны к цветам, особенно ярким. Рисунки расцвечены, выразительны. Главное для девочек - качество рисунка. Предпочитают изображать бытовые сюжеты (дом, цветы, солнце, человека). Тщательно вырисовывают детали, особенно в изображении людей. Но изображения застывшие, т.е. статичные. Именно поэтому рисунки выглядят более аккуратными, чем у мальчиков. Если предложено рисование по образцу, стремятся как можно ближе к нему подойти, скопировать, в этом видят достоинство своей работы.

  Очень важно учитывать перечисленные особенности мальчиков и девочек в воспитании и обучении. Но их нельзя рассматривать в отрыве от особенностей характера, мышления, уровня эмоциональности, реакции на различные события и явления, активности и других качеств детей. В целом оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами (как, впрочем, и недостатками) лишь в определенных ситуациях и отношениях

  От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

  Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

  Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах  многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

  Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".

  Рекомендации  по воспитанию девочек:

  Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные  отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

  Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

  Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

  У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

  Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

  Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

  Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

  Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

  Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

  Рекомендации по воспитанию мальчиков:

  Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

  Мальчикам  нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

  Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).  

  Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

  Формировать в мальчиках чувство ответственности.

  Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

  Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

  Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

  Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

  Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

свернуть

Игры по гендерному воспитанию для дошкольников.

Игры по гендерному воспитанию для дошкольников

Все игры по гендерному воспитанию имеют целью работу над стереотипами, показ ребенку широту мужской и женской ролей, их схожесть и гибкость.

  1. «Мамочки-папочки».В игре дети разыгрывают семейную ситуацию. Папа ушел на работу, мама занимается по хозяйству и с ребенком. Через некоторое время ситуация меняется: у папы выходной день, он занимается с ребенком и по хозяйству, а мама пошла на работу.
  2. «Где чья работа?».Задача детей: посмотреть на предмет и сказать, кто с этим предметом работает: мамы или папы. Картинки с предметами подберите заранее. Список предметов: рулетка, пылесос, игла, ножницы, сковородка. Подвести детей к тому, что их могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.
  3. «Что нам стоит дом построить!». Детей делят на две-три группы, соединяя в одну группу и мальчиков, и девочек, и предлагают им построить красивый дом из конструктора. В конце похвалите, что и мальчики, и девочки постарались и построили красивый дом.
  4. «Все к столу!». Задача игры: накрыть стол к ужину с помощью детской посудки. Девочки должны помочь мальчикам все правильно поставить. Надо побуждать девочек к тому, чтобы они давали мальчикам задание, что делать, а не все делали сами.
  5. «Мальчики-девочки». Раздайте каждому ребенку по две картинки: с мальчиком и с девочкой. Задание: послушать качество и поднять карточку мальчика или девочки в зависимости от того, кому оно свойственно. Список качеств: добрые, смелые, ласковые, сильные, нежные, спортивные, красивые, послушные, драчливые, балованные. После каждого качества говорите детям правильный ответ, что это качество подходит и для мальчиков, и для девочек: «И мальчики, и девочки могут быть добрые, поэтому надо поднять две карточки». Обычно к концу игры все дети поднимают по две карточки.
  6. «Найди отличия». Задача детей сказать, чем папы отличаются от мам. Принимаются и поощряются все ответы. В конце делаются выводы, что папы чаще ходят на работу, но многие мамы работают тоже. Мамы чаще занимаются с детьми, но папы занимаются с детьми тоже. Мамы готовят кушать, а папы могут им помогать. Папы делают ремонт, а мамы могут им помогать.
  7. «Запеленай младенца». Для игры потребуются две куклы, памперс и пеленка. Дети играют по 2 человека. Надо постараться одеть кукле памперс и замотать ее в пеленку. Качество оценивать не надо.
  8. «Идем в гости». Разделить детей на две команды. Для каждой команды предоставить место, детскую мебель, посудку. Задача: приготовить комнату для приема гостей, сделать уборку и накрыть стол. Затем первая команда идет в гости, хозяева их принимают. После этого с ответным визитом идет вторая команда.

свернуть

Дистанционное консультирование

  Дистанционное консультирование – это возможность получить профессиональную помощь на расстоянии, т.е. в любом удобном для Вас месте, которая стала возможной благодаря телефону и всемирной сети интернет.

  Преимущества дистанционного консультирования:

  Полная анонимность и конфиденциальность

  Если Вам сложно рассказать свою проблему или ситуацию при непосредственном контакте – в виде переписки это будет сделать намного легче.

  Позволяет воспользоваться услугами специалистов, когда нет физической возможности прийти непосредственно на консультацию в центр.

  Это бесплатно!

  Вы можете сохранять переписку или запись разговора с специалистом, что позволит Вам посмотреть на ситуацию немного со стороны и, возможно, будет отличным подспорьем в поиске решения.

  Специалисты отдела поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей предлагают провести дистанционное консультирование по вопросам:

- организации психологического обследования кандидатов в усыновители, приемные родители и родители-воспитатели и их обучению;

- предоставления приемным семьям психологической и педагогической помощь и социально-педагогической поддержки;

- осуществления методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), семьи патронатных воспитателей.

  Для получения дистанционной консультации по вышеуказанным вопросам, Вы можете обращаться: по телефону 8017 358 02 61 или на электронную почту parspc-opzs@yandex.by

свернуть

Порядок выезда детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей!

  Отдел поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г. Минска» информирует о необходимости чёткого исполнения требований действующего законодательства о порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь.

  Напоминаем, что особое внимание следует обратить на оформление документов при выезде за пределы Республики Беларусь детей сиротской категории.

  При выезде из Республики Беларусь несовершеннолетних, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законному представителю либо сопровождающему ребёнка лицу выдаётся копия приказа управления по образованию администрации на района о разрешении выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего на определённый срок в сопровождении законного представителя либо без законного представителя, но с его письменного согласия (ст. 15 Закона Республики Беларусь от 20 сентября 2009 года № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»).

  За оформлением указанного приказа необходимо обращаться в управление по образованию администрации Партизанского района г. Минска к главному специалисту сектора воспитательной и идеологической работы, охраны детства, Василевской Алесе Алексеевне (рабочий телефон 356 85 26) в приёмные дни не позднее трёх дней до планируемого выезда (каб. № 212). Приёмные дни специалиста: понедельник 14.00-20.00, пятница 8.00-13.00).

свернуть

Рекомендации по созданию благоприятного психологического климата

  1.Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.

  2.Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

  3.Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

  4.Признание и одобрение со стороны родителей.

  5.Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

  6.Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.

  7.Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

  8.Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

  9.Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок. Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

 

свернуть

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

 Обучение приемам снятия напряжения и тревоги

Эмоционально волевая сфера – свойства человека, характеризующие содержание, качества и динамику его эмоций и чувств. ЭВС является важным условием жизнедеятельности.

Эмоции – процессы, отражающие оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Информация об эмоциональном состоянии ребенка выражена эмоциональным фоном. Фон может быть положительным или отрицательным. Отрицательный – подавленность, плохое настроение, растерянность.

В эмоциональную сферу кроме эмоций входят переживания и чувства. Чувства: высшие и обыденные.

Основное в воспитании чувств ребенка – научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свои гнев, бурное раздражение, бурное веселье. Это достигается только тренировкой.

Чувства развиваются в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения.

Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия. У дошкольников и младших школьников в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения.

Развитие волевых качеств ребенка происходит, если:

1) цели, которые он должен достигнуть, понятны и осознаны;

2) видит начало и конец своей деятельности;

3) деятельность является соразмерной его возможностям- это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале;

4) ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности, видит этапы достижения цели;

5) внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.

С точки зрения волевой регуляции поведения важно, чтобы задачи были оптимально сложны. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания детей, отказ от усилий. Слишком легкие не способствуют развитию воли, т.к. дети привыкнут работать без особых усилий.

Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. Руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам).

Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы.

Настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во время уборки класса, школьного помещения, двора.

Развитие волевых черт характера дошкольника и младшего школьника тесно связано с развитием нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма.

 Современные практики в своих работах используют такие методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы, как: сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, творческие самостоятельные задания и различные упражнения на развитие воли. Также практики отмечают, что «развитие эмоционально-волевой сферы оказывает благотворное влияние на развитие познавательной и личностно-мотивационной сферы детей.

  1. «Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры, поскольку оказывает большое влияние на воспитание у учащихся определенных волевых качеств и эмоциональной отзывчивости. Игры-упражнения, применяемые с целью развития у детей самостоятельности и самоконтроля отличаются незамысловатыми правилами.
  2. «Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование познания эмоций у младших школьников» Можно применять на занятиях с детьми сказки на тему добра, милосердия и гуманности. Сказка является для ребенка проводником между реальностью и его внутренним миром. На основе фантазийных образов дети понимают чувства и переживания главных героев, а также осознают, как найти выход из конфликтной ситуации. Таким образом, сказкотерапия, направлена на воспитание отзывчивого внутреннего мира ребенка, его полноценного развития, творческого отношения к себе и окружающему миру.

После прочтения сказки необходимо проанализировать с детьми поступки положительных и отрицательных героев. Для этого можно применять метод беседы.

  1. «Беседа» – это вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления уже полученных знаний» . Беседа формирует умение быть сдержанными и доброжелательными, приучает ребят работать в коллективе. В качестве обобщения материала и выделения ключевых моментов, беседа может проводиться с детьми сразу после прочтения сказки.
  2. «Музыкотерапия» представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции». Функциональные музыкальные упражнения учат детей различать звуки на улице за окном, способствуют снятию сильного эмоционального или физического напряжения у детей.
  3. «Упражнения» – это прием планомерно организованного выполнения воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности» [2]. На занятиях с младшими школьниками важно способствовать наилучшему пониманию детьми своих эмоциональных состояний и эмоций других людей. Применение упражнений развивают у детей умение правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями. С помощью таких упражнений у детей повышается уровень стабильности эмоциональной регуляции, уменьшается психическое напряжение, тревога.
  4. «Релаксации и психодинамические медитации», как вспомогательный прием, проводятся с целью расслабления и снятия мышечного напряжения» . Релаксации помогают ребятам снять физическое и мышечное напряжение после активной двигательной деятельности. Педагог подробно объясняет детям соответствующие инструкции, и помогает эмоциональному расслаблению – создавая спокойную, умиротворенную атмосферу.

Игры на основе нервно-мышечной релаксации

«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Выполнение: родитель показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно.

Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Мороженое»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Детям предлагается поиграть в «мороженое». Вы – мороженое, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.

«Холодно - жарко»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Выполнение: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер….

Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой

«Часики»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции.

Проведение: сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации достичь релаксации через дыхательные техники.

Родитель показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук "А"). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук "У").

 

 

свернуть

"Причины серьезных нарушений поведения детей"

Причины серьезных нарушений поведения детей»

 

Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

 

Первая — борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия (о чем мы уже много говорили), то он находит свой способ его получить: непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания...Нельзя сказать, что это очень приятно, но внимание все‑таки получено. Лучше такое, чем никакого.

 

Вторая причина — борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.

Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще — воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать.

Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка — отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это — главное!

 

Третья причина — желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке); родители постоянно ссорятся...

Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и дахе страдает, а на поверхности — все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.

Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо — пусть и вам будет тоже плохо!..»

 

Наконец, четвертая причина — потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой‑то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное «смещение неблагополучия» происходит из‑за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны  и закономерны  и выражают естественную потребность в тепле и внимании родителей, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда «трудных» детей в том, что они, во‑первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во‑вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так «неразумны»? Да потому, что не знают , как это сделать иначе? И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка — это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

Может ли родитель помочь ему? Практика показывает вполне может, но только для этого нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно сначала разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать. Соответственно, ваши действия будут разными.

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками «отплатить» родителям, и с потерей веры в свои силы.

И все же выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным: родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт: переживания родителей — это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Давайте посмотрим, какие же родительские чувства соответствуют каждой из четырех названных причин.

Если ребенок борется за внимание , то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение  .

Если подоплека стойкого непослушания — противостояние  воле родителя, то у последнего возникает гнев.  

Если скрытая причина — месть,  то ответное чувство у родителя — обида.  

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия  родитель оказывается во власти чувства безнадежности,  а порой и отчаяния .

Как видите, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к вашему случаю.

Что же делать дальше? Это, конечно, ключевой вопрос.

Первый и общий ответ на него такой: постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от вас ребенок.

Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией.

Значит, задача родителя — перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, «со стажем». И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему вашего ребенка: с чем, против чего или отчего он «воевал». А уж после этого гораздо легче перейти с позиции исправления на позицию помощи.

Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Вы уже знаете, как: придумать какие‑нибудь совместные занятия, игры или прогулки. Стоит попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок.

Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребенка. Мы уже не раз говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо «методом подстройки»: вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка — это лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне, наконец, жить своим умом».

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого?  Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация — у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умное поведение родителя в этом случае — перестать требовать  «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка ваш ребенок что‑то может и к чему‑то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Организуйте с ним совместную деятельность, сам выбраться из тупика он не может.

При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить,  отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Стоит поговорить с учителями и попытаться сделать их в этом вашими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят вашего ребенка.

В заключение нескольких дополнительных замечаний. Бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный , он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили: главные усилия надо направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Да, в каком‑то смысле придется менять себя . Но это — единственный путь воспитания вашего «трудного» ребенка.

И последнее, что очень важно знать: вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

свернуть

Фильмы и книги для приёмных родителей

Приемный ребенок в семье. Подборка книг

https://www.livelib.ru/selection/904218-priemnyj-rebenok-v-seme

10 книг о приемных семьях: что почитать ребенку о сиротстве и усыновлении

https://www.vikids.ru/articles/10-knig-o-priemnyh-semyah-chto-pochitat-rebenku-o-sirotstve-i-usynovlenii

Приемный ребенок в семье. Подборка фильмов

«Волчок»,2009 https://mega.nz/folder/tJtFlCZS#uCGKq5ZRk0imoaDVxaL1bw/folder/9IkByKrD

«Нахлебник» https://mega.nz/folder/tJtFlCZS#uCGKq5ZRk0imoaDVxaL1bw/folder/9IkByKrD

«Осторожно! Чувства» - знакомит потенциальных приемных родителей с особенностями переживания ребенком, который потерял свою кровную семью, о том, как распознать, понять и принять его чувства. http://neinvalid.ru/pervyiy-uchebnyiy-film-dlya-priemnyih-roditeley-vyilozhen-v-otkryityiy-dostup/

Психологическая поддержка - 5 полезных фильмов для принимающих родителей о самых важных вопросах, которые беспокоят приёмных родителей, опекунов и усыновителей.

Благотворительный фонд «Солнечный город» из Новосибирска снял серию полезных учебных фильмов для приёмных родителей и тех, кто собирается ими стать. Мы предлагаем вам ознакомиться с роликами.

  • Адаптация ребёнка в приёмной семье
  • Дисциплина в приёмной семье
  • Формирование привязанности
  • Тайна усыновления Кровные родственники
  • В фильмах раскрываются данные актуальные темы, даются практические советы и рекомендации приёмным родителям, приводятся примеры из жизни с комментариями экспертов.
  • https://www.youtube.com/watch?v=I4tn_jVluow
  • https://www.youtube.com/watch?v=vf1xRLpyq88
  • https://www.youtube.com/watch?v=NLgcDUrpJSQ 

Петрановская о воспитании приемных детей

Фонд «Измени одну жизнь»- видеоистории приемных детей   https://d2exmr9lvtjckj.cloudfront.net/videos/

свернуть

Совместный просмотр и обсуждение фильмов о семье: что посмотреть и как обсудить?

Занятому родителю можно взять на вооружение просмотр и обсуждение кино с детьми как эффективный и легкий в повседневной жизни метод воспитания.

  Наверное, о жизни любого человека можно снять кино. И каждый из нас с удовольствием пересматривает любимые фильмы и идет в кинотеатр посмотреть новый блокбастер. Однако мы забываем, что кино — это тема для обсуждения, споров, обмена мнениями и возможность провести время вместе. А иногда и союзник родителя при разговоре с подростком, особенно на «тяжелые» темы. Тем более, кино и видеосюжеты — ресурс, позволяющий получить опыт решения проблем, развития кругозора и интеллекта ребенка, познать себя и окружающий мир, научиться понимать свои мысли, чувства, пупки и других людей.

  Удивительно, как при совместном просмотре фильма абсолютно все члены семьи увлекаются процессом, сопереживают героям, попадающим в разные жизненные ситуации, испытывают гордость, когда они справляются с трудностями, возвращаются победителями из различных путешествий, радуются, когда герой обретает желаемое, и начинают вспоминать свои переживания, делиться своими впечатлениями об увиденном. Впечатления оказываются разными, даже когда люди говорят об одном и том же сюжете, создается ощущение, будто каждый смотрит свое кино. Современному занятому родителю, которому порой так трудно достучаться до ребенка и, тем более, до подростка, и найти способ общения с ним на одном языке, можно взять на вооружение просмотр и обсуждение кино с детьми как эффективный и легкий в повседневной жизни метод воспитания.

  Если Вы находитесь в раздумьях, как поговорить с подростком, как восстановить отношения после ссоры, как по-новому провести вечер пятницы вместе с семьей — значит, просмотр фильма это как раз Ваш метод.

  Чем совместный просмотр фильма может помочь:

  Обсудить и спросить мнение ребенка по теме, которая является для Вас сложной (тема секса, родительских отношений, принятие наркотиков, употребление алкоголя, курение, суицида, убийств и др.)

  Понять, что ребенку интересно, чем он увлекается, что его привлекает в других, в себе. Основная жалоба детей на родителей — «они спрашивают только о том, как в школе. И даже не знают, какой мой любимый цвет»)

  Поделиться своим опытом, рассказать о себе. Показать, что родитель — тоже человек, а значит, стать ближе к подростку

  Просто вместе провести время (а не за уроками или в торговом центре)

  Например, из рассказов родителей можно вспомнить случай, когда девочка-подросток целую неделю не разговаривала с мамой. Любые попытки наладить контакт не удались, поэтому мама уже отчаялась и ждала только худшего. Однажды вечером по телевизору шел фильм с сюжетом о первой любви. И там, случайно, была показана сцена, как дочь скрывала от своей мамы, что влюбилась в мальчика, так как ей казалось, что это не понравится ей. Увидев, что это как-то трогает дочь, женщина решилась признаться, что у нее была такая ситуация в детстве, и как ей тогда не хватило поддержки матери. Девочка-подросток вдруг заплакала и прижалась к маме, прошептав: «А ты меня поддержишь»? Так развеялась «тайна молчания» и тревога матери благодаря сцене в фильме, которая оказалась как нельзя кстати. Но стоит ли уповать на случай или можно подготовиться заранее и сделать совместный просмотр фильма полезным для Вас и Вашего ребенка?

Итак, чтобы просмотр фильма стал запоминающимся, важно подготовиться:

  1. 1. Подобрать фильм с учетом возраста и темы, которая важна для Вас. Помните, что интересное для взрослого не всегда интересно для подростка. 
  2. Ориентироваться и на интересы подростка, помнить о его любимых актерах, жанрах фильмов. Если Вы не знаете, спросите об этом.
  3. Также поинтересуйтесь, хочет ли подросток показать Вам свой любимый фильм. Только не вздыхайте и не поднимайте крик, когда увидите там сцены насилия, эротики и др. «взрослых» сюжетов. Просто поинтересуйтесь, как к этому относится Ваш ребенок. И, если это для Вас неприятно, скажите, что фильм неплохой, но актеры могли бы сыграть лучше, что видна не слишком профессиональная подготовка оператора и т. д. Своим запретом очень редко можно добиться отказу от подобных фильмов, но отношением можно сформировать вкус к действительно фильмам-шедеврам.
  4. Можете посмотреть фильм заранее, чтобы знать, о чем поговорить (варианты примерных вопросов ниже)
  5. Приготовьте что-то для просмотра фильма (попкорн, сладости), пригласите друзей подростка, чтобы это стало хорошей традицией.

Вопросы для обсуждения:

  Как ты думаешь, о чем этот фильм? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему?

  Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы ты поступил(а) в подобном случае?

  Как фильм связан с твоей собственной жизнью?

  Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?

  Пример из жизни одной семьи, которая провела вечер за просмотром фильма «Хатико: самый верный друг».

  Картина основана на реальной истории Хатико — японского пса породы акита-ину, который в течение девяти лет каждый день в одно и то же время приходил на вокзал встречать умершего хозяина. Фильм очень трогательный и иллюстрирует важные ценности для каждого человека: преданность, любовь, доверие. Также такие темы, как потеря близкого человека, взаимоотношения в семье, отношение к работе и т. д.

  После просмотра все члены семьи были растроганы увиденным, и это, безусловно, сблизило их. Мама вспомнила об их любимом псе, который жил какое-то время назад в их доме, дочка рассказала о том, что ей хотелось бы стать ветеринаром (что удивило остальных, так как она никогда об этом не рассказывала), папа высказал предложение поехать всем вместе в Японию и посмотреть памятник этой преданной собаке. Весь остальной вечер семья обсуждала фильм и была довольна выбором сына, который предложил его посмотреть. Таким образом, даже не организуя специально дискуссию, все члены семьи смогли узнать друг о друге что-то новое, поделиться своими чувствами и переживаниями.

  Также после просмотра фильма этап обсуждения можно провести в форме игры-теста на запоминание основного сюжета, в форме дискуссии по командам (если много подростков и взрослых), в форме голосования «за» и «против».  Ниже будет представлен список фильмов для подростков о подростках. Наиболее яркие могут быть известны Вам, а какие-то можно будет посмотреть впервые всей семьей.

  Помните, что создать особую атмосферу общения достаточно сложно особенно между подростком и взрослыми. Все больше разногласий и все меньше событий, которые объединяют членов семьи. Поэтому попробовать достичь близости в отношениях с помощью просмотра какого-то фильма вполне реально. А может быть, у Вас, наконец, возникнет идея снять Ваш собственный фильм о семье?

  Список фильмов для совместного просмотра о семейных ценностях

  Очень часто люди, вырастая, забывают о том, какие чувства и эмоции испытывали в детстве. Как маленькая проблема казалась настоящей катастрофой, вмешательство взрослых в отношения со сверстниками мешали нормальному общению, а отсутствие взаимопонимания с самыми близкими людьми приводило к конфликтам. В нашей сегодняшней подборке фильмы, которые помогут понять мысли и чувства детей.

  1. Поллианна

  Истории девочки-сироты, которой отец передал великий дар — радоваться жизни. И она становится инициатором и источником новых отношений, на которые взрослые и умные люди оказываются самостоятельно не способны. Немного наивное, но очень нежное кино, которое приятно посмотреть в компании детей.

  1. Все путем

  Интересный взгляд на отцовство сквозь призму времени: пенсионер после смерти жены решает собрать всех детей за круглым столом на Рождество, но, как это обычно бывает, у всех срочные планы. Тогда герой Роберта Де Ниро решает сам навестить своих отпрысков и…узнает много нового о своих детях.

  1. «Головоломка», 2015 год

  Анимационный фильм Пита Доктера и Роналдо Дель Кармена рассказывает об 11-летней школьнице Райли и эмоциях, которые она испытывает. История о девочке получилась одновременно лёгкой и немного драматичной, чуть печальной, но в то же время помогающей понять истоки радости. Он о переживаниях, потерях и богатом внутреннем мире ребёнка. В то же время каждый взрослый сможет узнать в этом мультфильме себя самого.

  1. «Королевство полной луны», 2012 год

  Режиссёру Уэсу Андерсону удалось снять очень простой, но вместе с тем сложный фильм, насыщенный, слегка наивный и непосредственный. Он о детях и подростковой любви, об эмоциях и переживаниях, умении дружить и быть преданными. А также о способности противостоять целому миру, если рядом есть человек, который верит тебе. Финал фильма кажется непонятным, но на самом деле он позволяет зрителю самому придумать дальнейшее развитие событий.

  1. «Август Раш», 2007 год

  Фильм Кёрстен Шеридан повествует, кажется, о давно утраченных ценностях и пробуждает воспоминания о том, как найти красоту внутри себя и научиться видеть её в окружающем мире, как получать наслаждение от каждого мгновения жизни и никогда не отказываться от детской веры в чудеса. Кроме того, картина освещает проблемы сиротства и детей, оставшихся один на один со своими проблемами. Она заставляет совсем по-другому взглянуть на мир и снова, как в детстве, поверить в то, что добро непременно победит зло.

  1. «Оливер Твист», 2005 год

  Экранизация Романом Полански одноименного романа Чарльза Диккенса задумывалась изначально как фильм для детей и о детях, а идею режиссёру подсказала его супруга Эммануэль Синье, побудившая мужа снять кино для их собственных детей, дочери Морган и сына Элвиса. Вряд ли этот фильм можно показывать маленьким детям, но взрослым слегка мрачная картина поможет понять, какими могут быть иногда дети и что оказывает влияние на их становление и развитие.

  1. «Приключения коряжки», 2009 год

  Детский фильм норвежского актёра и режиссёра Ослейка Энгмарка повествует о малыше и его друге коряжке. Впрочем, коряжка – это просто палочка, щепка, но одновременно и вымышленный друг, который помогает мальчику справляться с одиночеством и самыми настоящими мальчишескими проблемами. Несмотря на то, что фильм предназначен для детей, его нужно смотреть и взрослым, чтобы понимать ребёнка.

  1. «Воровка книг», 2013 год

  Картина Брайана Персивала повествует о девятилетней девочке, оказавшейся в Мюнхене перед началом Второй мировой войны. Рассказ ведётся от лица смерти, но на самом деле он о жизни, о ценности каждого мгновения. Он о Лизель, которая не сдаётся даже перед лицом смертельной угрозы, и о способности любого человека стать создателем собственной книги жизни.

  1. «Хористы», 2004 год

  Главными героями фильма Кристофа Барратье стали дети с непростой судьбой, волей обстоятельств оказавшиеся в интернате, похожем больше на колонию строгого режима. Кажется, в этом заведении очерствели и замёрзли все, начиная с преподавателей и заканчивая самими воспитанниками. Но однажды там появится человек, которому не знакомы жесткость и равнодушие. Он сможет своей добротой, состраданием и умением становиться на место другого, пусть даже маленького человека, растопить лёд и завоевать доверие детей.

  1. 1 «Том Сойер», 2011 год

  В череде экранизаций романа Марка Твена фильм Хермини Хунтгебурха отличается своей неповторимой атмосферой и возможностью поразмышлять о жизни и ценностях, о дружбе и благородстве, честности и ложных обещаниях. В целом картина лишь слегка отклоняется от оригинального текста книги, но тем более ценной кажется встреча со старыми знакомыми, Томом и Геком. Погружение в мир детства позволяет вспомнить себя самого в возрасте главных героев и вернуть давно забытое ощущение радости ежедневных детских открытий.

11.«Отрочество», 2014 год

  Фильм Ричарда Линклейтера заслуживает внимания уже тем, что снимался на протяжении 12 лет. Исполнитель главной роли начал сниматься в «Отрочестве» в семилетнем возрасте, а к моменту окончания масштабного проекта Эллару Колтрейну исполнилось уже 18 лет. Фильм показывает жизнь среднестатистической американской семьи, а в центре повествования находится ребёнок, который взрослеет, ищет себя, борется с проблемами и комплексами. 12 лет, вмещённые режиссёром в 160 минут, создают ощущение документальности фильма, заставляют задуматься о скоротечности жизни и заставляют смотреть на мир уже совсем другими глазами.

12 «Общество мёртвых поэтов», 1989 год

  Это рассказ Питера Уира о юношах, обучающихся в элитной американской академии. У каждого из них есть прошлое, которое не хочется вспоминать, но с которым нужно как-то жить. И лишь появление в учебном заведении нового учителя заставляет посмотреть на собственную жизнь с другого ракурса, попытаться изменить себя и сделать мир лучше, не бояться раскрыться и самому выбирать свой путь. Фильм – о проблемах отцов и детей, об умении не сдаваться под давлением обстоятельств и собственных родителей. Этот фильм нужно смотреть, в первую очередь, взрослым, чтобы научиться уважать выбор детей и бережно относиться к чувствам и переживаниям ребёнка

13.Шарик», фильм Ачеро Маньяса (Испания, 2000)

  Шарик – прозвище парня из неблагополучной семьи, где всем руководит деспотичный отец. Мальчик не особенно ценит свою жизнь. Он вечно ходит по лезвию бритвы. Но знакомство с новичком-одноклассником Альфредо неожиданно преображает его. Шарик открывает для себя хорошую семью, где царят здоровые отношения и понимание. Он прибивается к новым знакомым, но только вот его собственный отец не одобряет такую дружбу 

14.«Жизнь, как она есть» (2010)

  Очередной в Голливуде не самый высокохудожественный фильм с участием Кетрин Хейгл. Но ведь мы и не обещали список величайших образцов искусства. В «Жизни, как она есть» показана не очень реалистичная ситуация: крестные ребенка вынуждены стать его опекунами, потому что родители погибли. Зато несколько искусственный поворот сюжета ставит героев в положение, которое идеально показывает, на какие компромиссы должны пойти люди в паре, чтобы воспитать ребенка и не сойти с ума. Ну или сойти, но совсем немножко.

  В героях себя узнает каждый молодой родитель. Ситуации на экране просты до безобразия: вот вы не можете договориться, кто в какое время сидит с ребенком, а вот вы уже ненавидите своего партнера вообще за все. Но эти моменты вызывают столько отклика, что на душе как-то полегче становится. В общем, если вам нужно просто отдохнуть, отвлечься от быта и убедиться, что вы не самые худшие родители на свете, включайте этот фильм.

 

свернуть