Координационный совет

Секретарь координационного совета - Сидорова Юлия Леонидовна

контактный телефон -  358-02-61

ПРИЁМ ДОКУМЕНТОВ:

понедельник - с 14:00 до 17:00

вторник -  с 15:00 до 20:00

среда - с 9:00 до 13:00

пятница - c 9:00 до 13:00

Анализ исполнения решения координационного совета

ОБРАЗЕЦ

(на бланке учреждения образования)

Дата, исх. №

 

                                                                                                                     Председателю координационного совета

                                                                                                                     по контролю за реализацией Декрета

                                                                                                                     Президента Республики Беларусь №18 от

                                                                                                                     24.11.2006 года «О дополнительных мерах

                                                                                                                     по государственной защите детей в

                                                                                                                     неблагополучных семьях» администрации

                                                                                                                     Партизанского района г. Минска

                                                                                                                     Филиппович Л.А.

 

 

Анализ исполнения решения координационного совета от (дата КС, номер протокола) в отношении семьи несовершеннолетнего (ФИО ребенка, дата рождения), находящегося в социально опасном положении

 

Руководство ГУО «_____________________________», сообщает, что решением координационного совета от (дата КС о постановке, номер протокола) несовершеннолетняя(ий) (ФИО ребенка, дата рождения), проживающий по адресу: г. Минск, ул. ……………, д. 1, корп. 1, кв. 1, признан находящимся в социально опасном положении. по следующему(им) критерию(ям):

 (указать критерии и показатели)

Работа с семьёй несовершеннолетнего проводилась согласно мероприятиям по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего.

В ходе реализации мероприятий семья несовершеннолетнего ежемесячно посещалась по месту жительства с целью ………………(указываем цель) (акты обследований условий жизни и воспитания несовершеннолетнего от ……… - указать даты посещений). По результатам посещения семьи несовершеннолетнего установлено, …………….. (прописать, что установлено).

(далее по тексту описывается:

- что выполнено из запланированных мероприятий;

- что было запланировано, но не выполнено).

 (Далее, как вывод, описываете результат проведенной работы, наличие или отсутствие положительной динамики)

ПРИМЕР: В настоящее время в работе с семьей Иванова И.И. 11.11.2011 г.р., прослеживается (отсутствует) положительная динамика, мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего, реализованы в полной (не в полной) мере.

Заключение: руководство ГУО «___________» считает целесообразным продолжить работу с семьей по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего.

Дата

Педагог социальный/педагог-психолог                                     ФИО

                                                                            (подпись)

Директор (заведующий)                                                                ФИО

                                                   (подпись, печать)

 

свернуть

Документы на координационный совет

Перечень документов, предоставляемых в координационный совет администрации Партизанского района г. Минска в случаях:

1.Признания ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
  4. Обобщенная информация по результатам социального расследования
  5. Предложения о мероприятиях, направленных на устранение критериев социально опасного положения в семье несовершеннолетнего
  6. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие показатели и критерии социально опасного положения

 

2.Продолжения работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, через 3 месяца

  1. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

 

3.Продолжения работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и необходимости включения дополнительных мероприятий

  1. Обращение в координационный совет
  2. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
  3. Предложения о дополнительных мероприятиях, направленных на устранение критериев социально опасного положения в семье несовершеннолетнего

 

4.Направления в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите 

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
  4. Информация по результатам сопровождения семьи с выводами о необходимости признания НГЗ
  5. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие необходимость признания НГЗ

 

5.Прекращения исполнения решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в случае признания его нуждающимся в государственной защите

  1. Обращение в координационный совет
  2. Копия постановления комиссии по делам несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите

 

ВАЖНО

На основании проведенной работы и рассмотрении выполнения мероприятий на заседании совета профилактики, учреждение может принять решение о ходатайстве в координационный совет об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в связи с устранением причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Также прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть:

- в связи с переездом семьи на новое место жительство,

- по достижении ребенком возраста восемнадцати лет,

- в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы,

- в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

6.Прекращения исполнения решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении

  1. Обращение в координационный совет
  2. Выписка из решения совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (если переехали, то с нового места жительства)
  4. Анализ исполнения решения координационного совета в отношении семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
  5. Копии ответов на запросы, полученные от субъектов профилактики, подтверждающие устранение причин и условий социально опасного положения
  6. Копия документа, подтверждающего передачу документов на несовершеннолетнего в КС иного района и учреждение образования
свернуть

Обеспечение преемственности по сопровождению семей СОП

                                          Обеспечение преемственности по сопровождению семей СОП

                                                                          Партизанский район

 

При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, но при условии продолжения обучения в том же учреждении образования, учреждение образования информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия.

 

При переходе несовершеннолетнего, состоящего в районном банке данных детей, находящихся в социально опасном положении, в другое учреждения образования (из СПЦ в д/у, из д/у в школу, из школы в другую школу, из СШ в СУЗ/ПТУЗ/ВУЗ) учреждение образование передает следующие документы:

- копию выписки координационного совета о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

- последний анализ исполнения решения КС;

- копию последней выписки КС;

- копия последнего акта посещения семьи;

- педагогическую характеристика семьи;

- подробную информацию, послужившую основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении (информация из РУВД, УО, КДН, копии входящей и исходящей документации по данной проблеме).

 

ВАЖНО: Документы передаются с сопроводительным письмом, копия которого передается в координационный совет с ходатайством о внесении изменений и дополнений либо о прекращении исполнения решения КС.

свернуть

Образец акта

                                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                 Директор ГУО «_______________»

                                                                                                                                 __________________________ФИО

                                                                                                                                «_____»_____________20___

 

                                                                                          АКТ

                                         обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

  

  1. Дата обследования ______________________________________________
  2. Основания для проведения обследования ___________________________

____________________________________________________________________

  1. Сведения о ребенке (детях):

а) Ф.И.О., дата рождения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) место жительства и регистрации, дом. телефон ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) учреждение образования

____________________________________________________________________

г) занятость в свободное время

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сведения о родителе(ях) (Ф.И.О., дата рождения, место жительства и регистрации, место работы, занимаемая должность, состоит ли в браке)

Отец________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контактные телефоны родителей

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сведения об иных гражданах проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), (Ф.И.О., дата рождения, степень родства) _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Сведения о состоянии здоровья ребенка (детей)

а) детская поликлиника ________________________________________________

б) состояние здоровья ребенка (детей) (жалобы на состояние здоровья, имеются ли отклонения в развитии, состоит ли на учете у врачей узкой специализации и др.) _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) обеспечение ребенка (детей) питанием

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто является нанимателем (собственником) жилого помещения, родственные отношения с ребенком ________________________________________________

____________________________________________________________________8. Условия жизни и воспитания ребенка (детей), с указанием соблюдения обеспечения безопасных условий проживания, удовлетворения их основных жизненных потребностей, особенностей воспитания

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проблемы в семье (со слов родителей) ________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

  1. Кто может оказать помощь семье из числа родственников, знакомых, друзей (с указанием контактных телефонов)___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Наличие критериев и показателей социально опасного положения, причин, повлекших создание трудной жизненной ситуаций в семье (критерии и показатели прописываете согласно Постановлению №22 с указанием критерия (1,2,3) и четкой формулировки показателя)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выводы и мотивированное заключение о положении ребенка в семье, необходимости продолжения проведения социального расследования

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Члены комиссии:

_____________________      ____________________                 _______________

                 (должность)                                       (И.О.Фамилия)                                                      (подпись)

_______________________                _____________________                 _____________________      ____________________                 _______________

                 (должность)                                       (И.О.Фамилия)                                                      (подпись)

_____________________      ____________________                 _______________

                 (должность)                                       (И.О.Фамилия)                                                      (подпись)

_____________________      ____________________                 _______________

                 (должность)                                       (И.О.Фамилия)                                                      (подпись)

 

C актом ознакомлены законные представители:

 

 Мать _____________________                 _________________

(И.О.Фамилия)                                                 (подпись)

 

Отец  _____________________                 _________________

(И.О.Фамилия)                                                 (подпись)

 

 

свернуть

Образец обобщенной информации по результатам социального расследования

Образец обобщённой информации по результатам социального расследования

(утвержден КС Партизанского района г. Минска от 27.08.2020)

 

 

ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ по результатам социального расследования

 

Информация, на основании которой начато социальное расследование в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в неблагополучной ситуации____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комиссией в составе___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________ (дата) посещена семья несовершеннолетнего (несовершеннолетних) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В ходе посещения сделаны следующие выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему (несовершеннолетним):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На основании информации, полученной от субъектов профилактики семейного неблагополучия, иных заинтересованных, установлено: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На основании информации, полученной от ближайшего окружения семьи, установлено:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На основании информации, предоставленной педагогическими работниками учреждений образования, в которых воспитываются (обучаются) несовершеннолетние, установлено:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По результатам психологической диагностики установлено: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение*: на ___________ л. в 1 экз.

______________        

       (дата)        

(Должность**)                         (подпись**)                              Ф.И.О

 

 

Директор (Заведующий)        (подпись, печать)                   Ф.И.О

 

* Приложение – прикладываются все поступившие материалы.

**Должность, подпись − ответственного за подготовку обобщающей

информации (согласно приказу руководителя учреждения образования)

 

свернуть

Образец обращения при рассмотрении вопроса о включении дополнительных мер по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего

Образец обращения при рассмотрении вопроса о включении дополнительных мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего

(утвержден КС Партизанского района г. Минска от 27.08.2020)

 

(на бланке учреждения образования)

Дата, исх. №

 

                                                                                                                     Председателю координационного совета

                                                                                                                     по контролю за реализацией Декрета

                                                                                                                     Президента Республики Беларусь №18 от

                                                                                                                     24.11.2006 года «О дополнительных мерах

                                                                                                                     по государственной защите детей в

                                                                                                                     неблагополучных семьях» администрации

                                                                                                                     Партизанского района г. Минска

                                                                                                                     Филиппович Л.А.

 

Руководство ГУО «_____________________________» просит рассмотреть вопрос о включении дополнительных мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетнего (ФИО ребенка, дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении.

 

Приложение на _____л. в 1 экз.

 

Директор (заведующий)                                                         ФИО

                                                     (подпись, печать)

свернуть

Образец обращения при рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении

Образец обращения при рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении

(утвержден КС Партизанского района г. Минска от 27.08.2020)

 

 

 

(на бланке учреждения образования)

Дата, исх. №

 

                                                                                                                     Председателю координационного совета

                                                                                                                     по контролю за реализацией Декрета

                                                                                                                     Президента Республики Беларусь №18 от

                                                                                                                     24.11.2006 года «О дополнительных мерах

                                                                                                                     по государственной защите детей в

                                                                                                                     неблагополучных семьях» администрации

                                                                                                                     Партизанского района г. Минска

                                                                                                                     Филиппович Л.А.

 

Руководство ГУО «_____________________________» на основании результатов проведенного социального расследования (приказ №, дата) просит рассмотреть вопрос о признании  находящимся в социально опасном положении несовершеннолетнего (ФИО ребенка, дата рождения).

 

Приложение на _____л. в 1 экз.

 

Директор (заведующий)                                                         ФИО

                                                     (подпись, печать)

свернуть

Образец обращения при рассмотрении вопроса о прекращении исполнения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении

Образец обращения при рассмотрении вопроса о прекращении исполнения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении

(утвержден КС Партизанского района г. Минска от 27.08.2020)

 

 

 

(на бланке учреждения образования)

Дата, исх. №

 

                                                                                                                Председателю координационного совета

                                                                                                                по контролю за реализацией Декрета

                                                                                                                Президента Республики Беларусь №18 от

                                                                                                                24.11.2006 года «О дополнительных мерах

                                                                                                                по государственной защите детей в

                                                                                                                неблагополучных семьях» администрации

                                                                                                                Партизанского района г. Минска

                                                                                                                Филиппович Л.А.

 

Руководство ГУО «_____________________________» рассмотреть вопрос о прекращении исполнения решения о признании (ФИО ребенка, дата рождения) находящимся в социально опасном положении, в связи с… выбрать основание

- устранением причин, повлекших признание ребенка находящимся в социально опасном положении,

- с переездом семьи на новое место жительство (указать адрес),

- достижением ребенком возраста восемнадцати лет,

- признанием несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите (постановление КДН от…№…),

- заключением под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы (решение суда от…),

- смертью ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

 

Приложение на _____л. в 1 экз.

 

Директор (заведующий)                                                         ФИО

                                                     (подпись, печать)

 

свернуть

Образец обращения при рассмотрении вопроса о направлении в КДН ходатайства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите

Образец обращения при рассмотрении вопроса о направлении в КДН ходатайства о признании ребенка нуждающимся государственной защите

(утвержден КС Партизанского района г. Минска от 27.08.2020)

 

 

 

(на бланке учреждения образования)

Дата, исх. №

 

                                                                                                                      Председателю координационного совета

                                                                                                                      по контролю за реализацией Декрета

                                                                                                                      Президента Республики Беларусь №18 от

                                                                                                                      24.11.2006 года «О дополнительных мерах

                                                                                                                      по государственной защите детей в

                                                                                                                      неблагополучных семьях» администрации

                                                                                                                      Партизанского района г. Минска

                                                                                                                      Филиппович Л.А.

 

Руководство ГУО «_____________________________» на основания решения совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от (дата) №__ просит рассмотреть вопрос о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних администрации Партизанского района г.Минска ходатайства о необходимости признания несовершеннолетнего (ФИО ребенка, дата рождения), нуждающимся в государственной защите.

 

Приложение на _____л. в 1 экз.

 

Директор (заведующий)                                                         ФИО

                                                     (подпись, печать)

свернуть

Предложение о мероприятиях по устранению причин социально опасного положения несовершеннолетнего

                                                                                                            УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                            решение координационного совета

                                                                                                            по контролю за реализацией Декрета

                                                                                                            Президента Республики Беларусь №

                                                                                                            18 от 24.11.2006 года «О

                                                                                                            дополнительных мерах по

                                                                                                            государственной защите детей в

                                                                                                            неблагополучных семьях»

                                                                                                            администрации Партизанского

                                                                                                            района г. Минска

                                                                                                            _________________ № ________

  

Мероприятия по устранению причин социально опасного положения несовершеннолетнего

 

Ф.И.О. несовершеннолетнего

 

Дата рождения

 

Жизнеустройство

 

Адрес места жительства (регистрации) несовершеннолетнего

 

Дата рассмотрения материалов социального расследования (или анализа исполнения решения для продолжения работы  и включения дополнительных мероприятий) на совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы, место жительства:

Мать: ……………………………………………………………………………………..

Отец: ……………………………………………………………………………………..

Основные показатели и характеристика социального опасного положения несовершеннолетнего (в соответствии с критериями):

__________________________________________________________________

 

Содержание работы с семьей по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки

Срок выполнения

Ответственный

 за оказание помощи семье

(с указанием должности)

 ГУО «Средняя школа №….. г. Минска»

 

 

 

 

 

 

УВД администрации Партизанского района г. Минска

 

 

 

 

 

 

УЗ «9-я городская детская поликлиника»

 

 

 

 

 

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Партизанского района г. Минска»

 

 

 

 

 

 

Партизанский отдел по чрезвычайным ситуациям

 

 

 

 

 

 

РСЦ №…. Партизанского района г. Минска

 

 

 

 

 

 

 

Контроль реализации мероприятий – ……………………..

 

Директор (Заведующий)                          подпись                                                                 ФИО

 

 

 

Примечание:

  1. Рекомендуем составлять перечень мероприятий не менее чем на три месяца, максимум на полгода
  2. Включение мероприятий других субъектов профилактики при необходимости
  3. Контроль реализации мероприятий – не реже одного раза в квартал (через три месяца с момента постановки ребенка в СОП)
  4. Важно прописывать конкретные мероприятия, в которых будет отражена работа по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки

 

 

свернуть

Участие педагога-психолога в проведении социального расследования

Работа педагога-психолога с семьей начинается на этапе социального расследования, при получении учреждением образования информации о неблагоприятной для детей обстановке в семье. Важно, именно на данном этапе, провести психологическую диагностику и определить детско-родительские взаимоотношения между членами семьи.

Нарушенные отношения между родителями и ребенком и угнетенное эмоциональное состояние несовершеннолетнего или его родителей являются одним из сигналов о том, что в семье что-то складывается не так. Часто выясняется, что в семье происходят конфликты, которые разгораются в присутствии ребенка, либо несовершеннолетний становится их непосредственным участников, по отношению к членам семьи применяется психологическое и/или физическое насилие. 

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях (Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении от 01.10.2019 Министерство образования Республики Беларусь):

  • Беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи и т.д.);
  • Психологическая диагностика несовершеннолетних и их родителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
  • Изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования;
  • Анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Диагностические методики для работы с родителями:

  • «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;
  • Методика «PARI» Е.С. Шефер, Р.К. Белл;
  • «Опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;
  • «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко;
  • «Шкала общения родителя с ребенком» А.И. Баркан;
  • «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И. Баркан;
  • «Лики родительской любви» С.С. Степанов;
  • «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

Диагностические методики для работы с детьми (начиная с 3 лет):

  • Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова) («Интервью с ребенком» А.И. Захаров) (с 3 лет, разговаривающий ребенок);
  • «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (с 4 лет);
  • Проективная методика Р. Жиля (с 4 лет);
  • «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бине, Д. Антони (по ред. А. Г. Лидерса, И.В. Анисимовой) (с 7 лет), «Почта» (с 4 лет, форма для детей);
  • «Цветовой тест отношений» А. Эткинда (краткий вариант) (с 3 лет);
  • «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохоров, С.В. Велиева (с 2,5 лет);
  • «День рождения» М. Панфилова (старший дошкольный возраст);
  • «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И. Баркан (с 3 лет);
  • «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (приблизительно с 6 лет);
  • Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М.А. Ковальчук);
  • Метод «Незаконченные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) (школьники);
  • Методика «Подростки о родителях»  (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына).

По результатам проведенной психологической диагностики педагогом-психологом оформляются следующие документы:

  • Протокол диагностического обследования;
  • Психолого-педагогическая характеристика семьи;
  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • Рекомендации по работе с несовершеннолетним и его семьей для педагогов (педагога социального, классного руководителя, воспитателя, учителя-предметника), родителя, других специалистов, работающих по реабилитации семьи. 

Требования к оформлению документов:

  • Дата;
  • Подпись исполнителя;
  • Гриф «Утверждаю» руководителя учреждения/подпись под документом (в случае, если документ покидает учреждение);
  • Считается корректным указание в характеристике перечня, использованного диагностического инструментария.

Информация, собранная педагогом-психологом в результате диагностических мероприятий, должна быть включена в обобщенную информацию по результатам социального расследования.

В случае принятия решения о необходимости признания несовершеннолетнего(них) находящимся в СОП, формируются предложения в мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

В предложениях о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, обязательным является блок оказания психологической помощи семье.

В него входит:

  • Консультирование родителей (консультации с родителями тематически должны соответствовать причинам, послужившим основанием для признания ребенка находящимся в СОП. Форму данные консультации могут принимать практически любую: индивидуальное, супружеское и семейное консультирование.
  • Коррекционные занятия для ребенка и родителей (на основании полученных результатов разрабатывается план коррекционных занятий для работы с несовершеннолетним. Если психологическая диагностика по каким-либо причинам не проведена на этапе социального расследования, либо проведена не в полном объеме, тематика коррекционных занятий будет оставаться еще неизвестной. В связи с чем, в мероприятия прописывается «Проведение коррекционной работы с несовершеннолетним». В случае отсутствия у ребенка каких-либо сложностей психологического плана, в результатах указывается, что ребенок не нуждается в коррекционной работе).
  • Тренинги (групповые занятия) (очень эффективной формой работы с неблагополучными семьями в вопросах, касающихся повышения их педагогической грамотности и родительского потенциала остается тренинг (групповая работа). Если на базе вашего учреждения имеется возможность организации подобной группы, эффективность работы значительно повышается. В группу не обязательно должны входить родители, чьи дети признаны находящимися в СОП. Вы можете пригласить на занятия опекунов. Часто ими становятся бабушки, которым иногда не вредно напомнить, как воспитывать внуков. Случается, что опеку оформляет родственник, у которого нет своих детей, для него информация, полученная от вас, будет бесценна. В работе группы могут принять участие молодые родители, у которых это первый ребенок, и кто чувствует в себе неуверенность в вопросах воспитания).

В случае отсутствия у несовершеннолетних сложностей психологического плана упор делается на профилактику и развитие, а не на коррекцию.

 

Примерный перечень форм работы педагога-психолога при формировании мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Должностное лицо, ответственное за выполнение мероприятия

ГУО «Средняя школа № 153 г. Минска»

 

Психологическая диагностика детско–родительских отношений

(в случае, если диагностика не проведена на этапе соц. расслед.)

с ….. по ….. (10 рабочих дней)

 

Педагог-психолог ГУО «СШ №153 г. Минска» Ф.И.О.

 

Коррекционно–развивающие занятия по результатам психодиагностического обследования с несовершеннолетним на тему: «……………….». (проводятся по необходимости)

указывается согласно срокам выполнения программы

Педагог-психолог ГУО «СШ №153 г. Минска» Ф.И.О.

 

Консультирование несовершеннолетнего по темам: «………………»

(целесообразно начиная со среднего школьного возраста: по развитию личностных характеристик, по профилактике противоправного и деструктивного поведения, по межличностным и детско-родительским отношениям и т.д.)

Март 2020г.

 

Апрель 2020г.

 

Май 2020г.

Педагог-психолог ГУО «СШ №153 г. Минска» Ф.И.О.

 

Консультирование родителей несовершеннолетнего по темам: «………………»

(по профилактике противоправного и деструктивного поведения детей, по детско-родительским отношениям и т.д.)

Март 2020г.

 

Апрель 2020г.

 

Май 2020г.

Педагог-психолог ГУО «СШ №153 г. Минска» Ф.И.О.

 

Тренинг (групповые занятия) с несовершеннолетним (название тренинга, общая тема)

Март-Май

(указывается периодичность занятий в этот период)

Педагог-психолог ГУО «СШ №153 г. Минска» Ф.И.О.

 

Тренинг (групповые занятия) с родителями несовершеннолетнего (название тренинга, общая тема)

Март-Май

(указывается периодичность занятий в этот период)

Педагог-психолог ГУО «СШ №153 г. Минска» Ф.И.О.

 

Психологическая диагностика детско–родительских отношений по результатам коррекции. (проводится при наличии коррекционных мероприятий после их завершения)

с ….. по ….. (10 рабочих дней)

 

Педагог-психолог ГУО «СШ №153 г. Минска» Ф.И.О.

Это перечень самих мероприятий, форма может разниться и зависит от возможностей, имеющихся у педагога-психолога и целей работы с семьей.

В случае, если в семье наблюдаются серьезные психологические проблемы, например, разлад в супружеских и/или детско-родительских отношениях, и объективно глядя собственными силами семью спасти не удается, не стесняйтесь обращаться за помощью. Направьте родителей к психотерапевту, супружескому психологу. Пропишите это условие в мероприятия. Дайте им еще одну возможность выхода из кризисной ситуации.

Перечень учреждений оказывающих психологическую помощь:

  • ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» 
  • ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Заводского района»
  • «Республиканский центр оказания психологической помощи»

Если обобщить все сказанное выше, то вытекает следующий вывод: семья, где ребенок признан находящимся в СОП – это особая семья, с особым к ней отношением. Это семья, которой вы нужны больше всего, и которая самостоятельно со своими проблемами справиться не в состоянии. А тяжелее всех в такой семье приходится ребенку. Как следствие ограничиться мероприятиями, которые и так запланированы и проводятся со всеми детьми в вашем учреждении образования не получится. Для реабилитации семьи должны быть предложены мероприятия, разработанные индивидуально для этой семьи и под конкретного ребенка. И направлены эти мероприятия на помощь семье в целом и ребенку в частности. Дайте ему максимум того, что вы знаете и умеете, помогите наверстать упущенное, почувствовать то, что он может быть, никогда не испытывал. Даже если вам не удастся помочь родителям, и будет принято решение изъять ребенка из семьи, дайте по максимуму ребенку – это не проходит бесследно.

Примечание:

  • Мероприятия формируются государственными органами, государственными иными организациями на основании гл.6 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22) и в пределах обозначенных компетенций.
  • Рекомендуем составлять перечень мероприятий не менее, чем на три месяца, но не более, чем на полгода.
  • Анализ и контроль реализации мероприятий проводить не реже одного раза в квартал (через три месяца с момента постановки ребенка в СОП).
  • Государственным органам, государственным и иным организациям необходимо ежеквартально предоставлять секретарю координационного совета (за подписью руководителя) анализ выполнения мероприятий и предложения по дополнению указанных мероприятий, об изменении сроков их исполнения и ответственных исполнителей.
свернуть